Добрый Самаритянин (dobriy_samarit) wrote,
Добрый Самаритянин
dobriy_samarit

Categories:

Быть провайдером — это на самом деле весьма интересно и занимательно

Интервью с IT-директором сети Arbital (Арбиталь) Русланом Боташевым.





Ваша сеть - классический представитель некрупных операторов связи в Санкт-Петербурге. Можете кратко рассказать, какова ситуация сейчас в домашнем телекоме с конкуренцией? Как менялось всё, если менялось, в течении последних нескольких лет?

Самое главное событие в жизни некрупных операторов в последние пару лет - это приход ЭР-Телекома с их агрессивнейшим маркетингом. У многих просто руки опускались, так как мы ничего не могли противопоставить их ходьбе по квартирам с историями о том, что скоро всех операторов не станет, что все кабели будут обрезаны и только Дом.ru останется единственным и все по "Плану Путина".

Клиентов, конечно, много Дом.ru забрал, но потихоньку-полегоньку мы стали возвращать свое, используя исторические преимущества маленьких операторов: скорость работы технической поддержки, оперативность ремонтной службы, работа на местах и офис в шаговой доступности.

В районах нашего присутствия по 7-8 провайдеров в доме. Конкуренция, конечно, жуткая, но нам не привыкать! Лично мы делаем ставку на качество предоставляемых услуг, но, справедливости ради, стоит сказать, что в последние 2-3 года наши конкуренты отвечают тем же. Цены на услуги тоже у всех выровнялись, демпинг давно уже никто не устраивает.



На какие услуги для абонентов делается упор в Арбиталь? Пакеты услуг, абонементы или какие другие сервисы?

На комплекс предоставляемых услуг сильно влияет район нашего присутствия. В отсутствие больших бизнес-центров, львиная доля клиентов - это частные домовладения. Потому мы отказались от предоставления телефонии, не стали вкладываться в это.



А вот IPTV выстрелило! Полтора года назад мы запустили IPTV в коммерческую эксплуатацию, это после 2-х лет бесплатного (для абонентов) тестирования. И даже не ожидали, насколько услуга оказалась востребована. В январе 2013-го запустили в продажу новые приставки и за последний месяц продали около 100 приставок. Для нас это совсем неплохой результат! IPTV медленно, но верно набирает обороты. Сильным толчком в этом стал запуск HD-версий федеральных каналов "Первый" и "Россия". А в самые ближайшие дни мы запускаем возможность аренды приставок за 100 рублей в месяц. Ожидаем еще большего роста абонентской базы IPTV.

Также в начале марта мы запустили весеннюю акцию: "100 мегабит интернета + 65 каналов IPTV за 200 рублей в месяц в течение первых 3 месяцев". Цена  очень привлекательная получается, посмотрим что из этого выйдет.

Абонементы на всех тарифах у нас были всегда. Оплачивая сразу за 6 или 12 месяцев, наши абоненты получают скидки: на некоторых тарифах стоимость снижается до 150 рублей, что совсем неприлично даже как-то.

А самая наша главная "фишка" - на всех тарифах и услугах у нас посуточная оплата, нет никаких расчетных периодов, дат списаний и т.п. Мы решили не создавать сложностей для абонентов, абонентская плата списывается постоянно малыми порциями, т.е. положил 50 рублей на счет и посидел какое-то время в интернете, пока деньги не кончились. Завтра интересный матч по телеку? ОК! Подключил пакет с нужным каналом на один день, после просмотра матча выключил и заплатил в итоге 1.4 рубля, а не 50 рублей за весь месяц. Абоненты весьма ценят такую свободу.

Также в последнее время добавили много всяких мелочей, которые, по нашему мнению, облегчают жизнь абонентам. Например, пользователь купил новый роутер (или новый компьютер), включил его в сеть и устройство работает без всякой настройки. Не нужно звонить к нам в офис и диктовать mac-адрес. Организовано всё так: при переходе на первый же сайт, будет выведено сообщение о том, что mac-адрес у вас новый и предложение зарегистрировать этот самый новый mac-адрес, перейдя по ссылочке. Все очень просто и понятно.

И еще в последний год мы стали очень активно использовать sms-рассылки. Оплатил клиент и ему, в течение пары секунд, приходит подтверждение. Закончились деньги - опять уведомление. Да и о том, что деньги на счёту заканчиваются, тоже ненавязчивые уведомления. Это увеличило АРПУ процентов на 5 точно, люди перестали забывать оплачивать интернет и время блокировки уменьшилось, а, соответственно с нашим способом списания абонентской платы, увеличилось поступление средств.



Какими Вы видите перспективы дальшейшего существования у Вас и схожих с Вами домашних провайдеров: развитие-расширение, сохранения существующей базы, возможно, продажу или какой-то свой иной путь?

Еще 3-4 года назад большинство аналитиков предрекало поглощение маленьких операторов крупными. Да, отчасти это состоялось, но только отчасти. Все маленькие операторы, которых мы считаем своими партнерами и друзьями, продолжают существовать и успешно работать. Кризис 2008-09 годов по нам совсем слабо ударил, подключения даже выросли. Так что мы вышли окрепшими и уверенными в завтрашнем дне. Точно так же с уверенностью мы смотрим вперед и сейчас. Несмотря на все происки некоторых конкурентов, мы все еще существуем и абонентская база, пусть медленно, но верно растет. Причин для каких-то негативных прогнозов я не вижу.

 В новые районы идти смысла нет, все везде уже захвачено и поделено. Потому занимаемся уплотнением и расширением присутствия в наших родных пенатах. Вот в ближайшие пары недель завершаем модернизацию опорной сети, все узлы будут подключены по 10G, так что вкладываться в сеть не прекращаем и качество только поднимаем.

С предложением о продаже к нам стали еще с 2007-го обращаться разные структуры. И ПИН-Телеком хотел нас купить и Тиера предлагала и некоторые московские компании изъявляли желание приобрести нас. Но мы планомерно отказывались. Сеть мы развиваем не для продажи, а как общее дело, которое объединило много хороших людей, которое кормит наши семьи, покупает нам машины и которое просто является самоцелью само по себе. Быть провайдером — это на самом деле весьма интересно и занимательно. И потому будем работать до последнего клиента, я так думаю.

Единственная тенденция, которая действительно не радует - это разговоры о переносе всех воздушек в канализацию под предлогом «очищения питерского неба». Вот это действительно скорее всего подкосит наш бизнес. Понятно, что это все придумано для вытеснения нас - некрупных операторов с рынка и для расчистки площадки под Ростелеком. Нет, мы не против канализации, но не по тем тарифам и не с теми сроками исполнения проектов, что может предложить Ростелеком сейчас. Мы, конечно, будем бороться. Сейчас активно создается «Ассоциация операторов Санкт-Петербурга» в которой мы принимаем участие. Ее целью как раз станет борьба с чиновничьим произволом и диалог с властью вообще.

С оптимизмом смотрим в будущее, Арбиталь еще повоюет!

Tags: Арбиталь, интервью
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments