?

Log in

No account? Create an account

в гостях у хаски

интернет-провайдеры, телекоммуникации, домашние сети, слухи, скандалы, реклама, маркетинг

Previous Entry Share Next Entry
Быть провайдером — это на самом деле весьма интересно и занимательно
dobriy_samarit
Интервью с IT-директором сети Arbital (Арбиталь) Русланом Боташевым.





Ваша сеть - классический представитель некрупных операторов связи в Санкт-Петербурге. Можете кратко рассказать, какова ситуация сейчас в домашнем телекоме с конкуренцией? Как менялось всё, если менялось, в течении последних нескольких лет?

Самое главное событие в жизни некрупных операторов в последние пару лет - это приход ЭР-Телекома с их агрессивнейшим маркетингом. У многих просто руки опускались, так как мы ничего не могли противопоставить их ходьбе по квартирам с историями о том, что скоро всех операторов не станет, что все кабели будут обрезаны и только Дом.ru останется единственным и все по "Плану Путина".

Клиентов, конечно, много Дом.ru забрал, но потихоньку-полегоньку мы стали возвращать свое, используя исторические преимущества маленьких операторов: скорость работы технической поддержки, оперативность ремонтной службы, работа на местах и офис в шаговой доступности.

В районах нашего присутствия по 7-8 провайдеров в доме. Конкуренция, конечно, жуткая, но нам не привыкать! Лично мы делаем ставку на качество предоставляемых услуг, но, справедливости ради, стоит сказать, что в последние 2-3 года наши конкуренты отвечают тем же. Цены на услуги тоже у всех выровнялись, демпинг давно уже никто не устраивает.



На какие услуги для абонентов делается упор в Арбиталь? Пакеты услуг, абонементы или какие другие сервисы?

На комплекс предоставляемых услуг сильно влияет район нашего присутствия. В отсутствие больших бизнес-центров, львиная доля клиентов - это частные домовладения. Потому мы отказались от предоставления телефонии, не стали вкладываться в это.



А вот IPTV выстрелило! Полтора года назад мы запустили IPTV в коммерческую эксплуатацию, это после 2-х лет бесплатного (для абонентов) тестирования. И даже не ожидали, насколько услуга оказалась востребована. В январе 2013-го запустили в продажу новые приставки и за последний месяц продали около 100 приставок. Для нас это совсем неплохой результат! IPTV медленно, но верно набирает обороты. Сильным толчком в этом стал запуск HD-версий федеральных каналов "Первый" и "Россия". А в самые ближайшие дни мы запускаем возможность аренды приставок за 100 рублей в месяц. Ожидаем еще большего роста абонентской базы IPTV.

Также в начале марта мы запустили весеннюю акцию: "100 мегабит интернета + 65 каналов IPTV за 200 рублей в месяц в течение первых 3 месяцев". Цена  очень привлекательная получается, посмотрим что из этого выйдет.

Абонементы на всех тарифах у нас были всегда. Оплачивая сразу за 6 или 12 месяцев, наши абоненты получают скидки: на некоторых тарифах стоимость снижается до 150 рублей, что совсем неприлично даже как-то.

А самая наша главная "фишка" - на всех тарифах и услугах у нас посуточная оплата, нет никаких расчетных периодов, дат списаний и т.п. Мы решили не создавать сложностей для абонентов, абонентская плата списывается постоянно малыми порциями, т.е. положил 50 рублей на счет и посидел какое-то время в интернете, пока деньги не кончились. Завтра интересный матч по телеку? ОК! Подключил пакет с нужным каналом на один день, после просмотра матча выключил и заплатил в итоге 1.4 рубля, а не 50 рублей за весь месяц. Абоненты весьма ценят такую свободу.

Также в последнее время добавили много всяких мелочей, которые, по нашему мнению, облегчают жизнь абонентам. Например, пользователь купил новый роутер (или новый компьютер), включил его в сеть и устройство работает без всякой настройки. Не нужно звонить к нам в офис и диктовать mac-адрес. Организовано всё так: при переходе на первый же сайт, будет выведено сообщение о том, что mac-адрес у вас новый и предложение зарегистрировать этот самый новый mac-адрес, перейдя по ссылочке. Все очень просто и понятно.

И еще в последний год мы стали очень активно использовать sms-рассылки. Оплатил клиент и ему, в течение пары секунд, приходит подтверждение. Закончились деньги - опять уведомление. Да и о том, что деньги на счёту заканчиваются, тоже ненавязчивые уведомления. Это увеличило АРПУ процентов на 5 точно, люди перестали забывать оплачивать интернет и время блокировки уменьшилось, а, соответственно с нашим способом списания абонентской платы, увеличилось поступление средств.



Какими Вы видите перспективы дальшейшего существования у Вас и схожих с Вами домашних провайдеров: развитие-расширение, сохранения существующей базы, возможно, продажу или какой-то свой иной путь?

Еще 3-4 года назад большинство аналитиков предрекало поглощение маленьких операторов крупными. Да, отчасти это состоялось, но только отчасти. Все маленькие операторы, которых мы считаем своими партнерами и друзьями, продолжают существовать и успешно работать. Кризис 2008-09 годов по нам совсем слабо ударил, подключения даже выросли. Так что мы вышли окрепшими и уверенными в завтрашнем дне. Точно так же с уверенностью мы смотрим вперед и сейчас. Несмотря на все происки некоторых конкурентов, мы все еще существуем и абонентская база, пусть медленно, но верно растет. Причин для каких-то негативных прогнозов я не вижу.

 В новые районы идти смысла нет, все везде уже захвачено и поделено. Потому занимаемся уплотнением и расширением присутствия в наших родных пенатах. Вот в ближайшие пары недель завершаем модернизацию опорной сети, все узлы будут подключены по 10G, так что вкладываться в сеть не прекращаем и качество только поднимаем.

С предложением о продаже к нам стали еще с 2007-го обращаться разные структуры. И ПИН-Телеком хотел нас купить и Тиера предлагала и некоторые московские компании изъявляли желание приобрести нас. Но мы планомерно отказывались. Сеть мы развиваем не для продажи, а как общее дело, которое объединило много хороших людей, которое кормит наши семьи, покупает нам машины и которое просто является самоцелью само по себе. Быть провайдером — это на самом деле весьма интересно и занимательно. И потому будем работать до последнего клиента, я так думаю.

Единственная тенденция, которая действительно не радует - это разговоры о переносе всех воздушек в канализацию под предлогом «очищения питерского неба». Вот это действительно скорее всего подкосит наш бизнес. Понятно, что это все придумано для вытеснения нас - некрупных операторов с рынка и для расчистки площадки под Ростелеком. Нет, мы не против канализации, но не по тем тарифам и не с теми сроками исполнения проектов, что может предложить Ростелеком сейчас. Мы, конечно, будем бороться. Сейчас активно создается «Ассоциация операторов Санкт-Петербурга» в которой мы принимаем участие. Ее целью как раз станет борьба с чиновничьим произволом и диалог с властью вообще.

С оптимизмом смотрим в будущее, Арбиталь еще повоюет!


  • 1
хорошее интервью.

Руслан молодец, всё по делу и без лишней воды и PRа :)

Сам удивился =)

вот же ж... а до ответа на наш запрос у них руки не дошли:-( Добрый, ну мы используем часть со ссылкой на тебя?

Извините, Артем. В следующий раз обязательно обстоятельно отвечу на ваши вопросы.

ну попробуйте :) слово надо знать, волшебное, чтобы отвечали :)

А какое? Пожалуйста? :-)

Интересно, сколько абонентов у компании?

согласно порталу Гринкод около 6 тыс.

И АРПУ рублей пятьсот, наверное.
Как же они выживают, бедные?

думаю, АРПУ поменьше 500. живут и не тужат, о чём и сообщают.
чего им тужить-то? сеть давно себя окупила, долгов нет.
работают, собирают деньги. обычное дело, даже для Питера.

6000 х 500 руб. = 3 000 000 руб.
При Питерских тарифах на магистраль уйдёт половина. Ещё миллион - зарплата, аренда, налоги.
Грустно как-то...

вообще-то меньше за магистраль, забыли про пиринги, но примерный остаток верный.

О каких тарифах на магистраль вы говорите? На аплинки уходит тысяч 250 в месяц. По 80 рублей за мегабит сейчас цены, о чем вы? Cloud-ix, куда полтора гига уходит - вообще по 50 отдает.

Ну блин убили вы дальневосточника на месте :-)
Я 1500 за мегабит плачу, последняя информация из столиц была 300-400 руб. за мегабит.
Если не секрет, какая общая полоса требуется при ваших тарифах на 6000 абонентов?

Это вы меня на месте убили с такими ценами. 300-400 у нас было году в 2007-м.
Полоса требуется 4.5Гбит для наших 7000 активных абонентов. Из них около 2.5 - платный трафик, по 80-50 рублей за Мбит, и еще 2 гигабита разных пирингов или бесплатных или с копеечной ценой, вроде 7000 за гигабитный порт. Я даже наврал, на трафик тратим около 180-200 в месяц. Учитывая, что в штате всего человек 15, то и на зп не так много уходит. На жизнь хватает.

Спасибо, что поделились опытом!
У меня около 45% от доходов уходит на аплинк.

ну на самом деле 7000 активных, но не сильно гринкод ошибается

Мивер, ты большой молодец! Так держать!

/KolesOFF

  • 1