в гостях у хаски

интернет-провайдеры, телекоммуникации, домашние сети, слухи, скандалы, реклама, маркетинг

Previous Entry Share Next Entry
История сети Антхилл: Это были нулевые, мы подключали, как могли
dobriy_samarit

В течение всей моей карьеры, как управленца в связи, меня окружали, в большинстве своём, добрые и светлые люди, которые, вне зависимости от должности, болели за результат своего труда. Это не только мои сотрудники, но и все те люди, с которыми приходилось иметь дело в процессе развития бизнеса. Я не могу перечислить их всех, однако хочу выразить «общее спасибо» всем, с кем я познакомился и работал все эти годы на рынке ШПД Санкт-Петербурга.

История Anthill началась в самом начале нулевых. Самый ранний файл у меня а архиве датирован 02.2002. Собственно Anthill, т.е. ООО «РайНет» образовалось только в 2005 году, а а 2002 началась моя личная история в телекомах. Появилась сеть ParadiseNet, никто еще никаких ООО не регистрировал.





12.jpg

На момент моего прихода у Парчакова Юрия, которого можно считать основателем всего проекта, была локальная сеточка в доме на ул Ленская, без доступа в интернет на 19 человек и решался вопрос об установки ADSL-канала.

Надо сказать, что мы конечно подозревали, что из всего этого получится бизнес рано или поздно, но начиналось все как хобби. Я - программист с высоким, для того времени, окладом, мой партнер Юрий – очень квалифицированный системный администратор.

Наш день был такой – я работал на Васильевском, поэтому сразу после работы ехал в магазин ComPort к метро Приморская, покупал там бухту кабеля и на собственном горбу пёр домой, Юрий, к этому времени, уже успевал приехать и обзвонить желающих подключиться. По приезде домой, я ужинал и мы вместе шли подключать абонентов.

raynet2.jpg

Как это выглядело? Ну, примерно, так же как сейчас, но свитчи были неуправляемые и никто еще не слышал о двух-парном омеднённом проводе и, конечно, не было никаких специальных ящиков.

С точки зрения «физики» наша сеть представляла собой ящики сейфового типа в которые с трудом влезал 8-ми портовый свитч и в которых нужно было еще просверлить дырки под электрику и витую пару перед установкой.

Кстати, с тех лет у меня осталась категорическая неприязнь к птицам вообще и к голубям, в особенности, ибо приходилось каждый день видеть на чердаках их трупы и ковыряться в их экскрементах, прокладывая кабель.

Об оптике конечно никто не слышал – первые дома подключались «воздушками» из витой пары, соединенными со стальным тросом, путем хомутов из перфоленты. Реально, мы с партнером вдвоем вешали одну 100 метровую «воздушку» в день – так как для начала надо было накрутить каждые полметра хомут, потом эту тяжеленную штуку поднять на чердак и закрепить с одной стороны и потом вдвоем натянуть с другой.


А вот так выглядела наша первая реклама в 2003:

876.jpg

В январе 2003 начали обсуждаться первые каналы связи, вот табличка сравнительных предложений операторов, кто готов был дать подключение на Ржевке:

xiPCgkdE6So.jpg

ТРИДЦАТЬ ДОЛЛАРОВ ЗА ГИГАБАЙТ! ЗА ГИГАБАЙТ, КАРЛ!

К декабрю 2003 года мы созрели до регистрации первого ООО. Имея, что то около, 150 пользователей в активе.

Конечно, для большинства коллег сейчас открытие ООО - это семечки. Однако тогда, для нас – 21 летних пацанов это был огромный шаг в совершенно новый мир.

Появилась графическая реклама, которую мы поначалу раскидывали по ящикам, но эффект от нее был никакой. Гораздо лучше работало "сарафанное радио".

Одновременно с созданием ООО мы озаботились получением лицензии на услуги связи. И, ВНЕЗАПНО! Выяснилось, что лицензию получить невозможно!

Почему? Потому, что в 2003 был принят новый закон о связи №126, по которому деятельность в области электросвязи хоть и объявлялась лицензируемой, но приказа о собственно видах деятельности, вносимых в лицензии, не было. Поэтому, мы с одной стороны нарушали УК РФ, а с другой могли устранить нарушение, только прекратив деятельность. Сложный был период.

п2.jpg


Поняв, что происходит такой казус, мы пошли в Россвязьнадзор (ныне Роскомнадзор) и представились, рассказали что делаем и как, сказали, что готовы к сотрудничеству.

Хочется сказать огромное спасибо ребятам из Россвязьнадзора, которые буквально своей спиной прикрывали таких “операторов”, как мы отвечая ментам на запросы: “Все у ребят в порядке все документы есть”.

п1.jpg

Что удивительно, несмотря на то что в общем 90-е еще не закончились, делали они это без вымогательства взяток, хотя и шли на должностные нарушения таким образом. Не буду называть фамилий, чтобы никого не подставить, хотя они все уже давно на пенсии. Тем не менее, я благодарен этим людям за их помощь и буду помнить об этом всегда.

п3.jpg

Без них я бы не стал тем, кем являюсь сейчас, а так бы и остался программистом. Потому что, менты со следователями выстрясли бы с нас всё до копейки и бизнес наш закрыли. Уж в ком в ком, а в правоохранителях, сомнений никаких - с 2003 по 2010 мы пережили 3 – 4 наезда с вымогательством от ОБЭП и просто ментов.

К марту 2005 года наша сеть насчитывала, что-то около 70 абонентов и этого не хватало ни на что. Я вкладывал почти 600 евро из тех 800, которые получал на работе, в качестве заработной платы. Юрий, примерно, так же.

Тогда же мы познакомились с двумя друзьями - Бабушкиным Алексеем и Стражниковым Артемом, они делали сети чуть дальше по улице и договорились объединиться в равных долях. Общая сеть стала 150 абонентов.

В отчете за июнь 2005 года говорится, что собираем мы 89 000 рублей в месяц, а только за канал в интернет платим 71700. То есть, даже при 150 абонентах мы были убыточны, понятно, что оставшихся 18 000 на всё не хватало. Однако, также было понятно и то, что потенциал в этом бизнесе есть. Нужно только укрупниться. Кроме того, в определенный момент на севере Ржевки, появилась компания Interzet. Которая, в отличие от нас, развивалась на кредитные деньги. И это добавило нам страху.


0_7a561_f0d96807_L.jpg

Поэтому летом 2005 события понеслись галопом.

Уже не помню, кто инициировал встречу всех сколько-нибудь значимых “микропровайдеров”. Ржевки. Однако мы собрали под одной крышей – ParadiseNet(мы), Dia-link, РКС Ржевка и Эленет. При этом, юрлицо было только у Paradise и Эленета, но у Эленета была еще и лицензия. У двух других компаний не было, ничего кроме абонентов.

По началу, предполагалось объединяться поровну. И все вроде бы были согласны, однако уже на следующей встрече представитель Эленета Денис объявил, что, так как у них, а он владел компанией вместе с женой, есть лицензия, то они хотят 51 процент, а мы можем делить оставшихся 49, как нам будет угодно.

На это внезапное предложение они были посланы в том направлении, куда, обычно, посылают хамов и неадекватов и с ними переговоры были закончены.

Оставшиеся три компании поделили доли пропорционально абонентам – три учредителя РКС Ржевка получили двукратные доли, а мы с Dia-link, всего 6 человек, однократные. Примерно, по 15-16 и по 9 процентов, соответственно.

Общая численность абонентов на сентябрь 2005 года составила 1400 человек. А месячная выручка около 500 тыс рублей. Объединение прошло включением новых участников в ООО РайНет, а я был избран директором объединенной компании. Как самый активный и отвечающий за договоренности с ТСЖ и органами власти.

Забегая вперед скажу, что в конце истории, все получили причитавшиеся им деньги, никто никого не “кинул”, хоть некоторые и держат на меня зуб до сих пор.

Объединение сетей дало существенный рывок, стало не нужно приносить собственные деньги и у некоторых, в том числе, и у меня появилась возможность уйти с работы и заняться компанией вплотную.

Так как у нас в новом ООО получилось 9 учредителей,  то кто-то  предложил идеально точное название сети – Anthill, что в переводе с языка “уважаемых партнеров” означает “муравейник”. Название отлично подходило – мы работали на Ржевке в "домах-муравейниках". Мы и сами были, как муравьи, которые тащут по всему району свои “веточки”…

00000001.JPG

Логотип нам нарисовал отличный дизайнер Алексей “Mad-e-Mad. Мне кажется, за всю мою жизнь, это был единственный дизайнер, который делал все с первого раза, так что никаких просьб о переделке просто не могло быть.

Одновременно с объединением наметился и первый раскол. Учредители раскололись по интересам – одни были заинтересованы развивать компанию, а другие, те кто не бросил работу, в получении ежемесячного дохода. Моя позиция по этому доходу была непреклонной – только зарплата за участие в работе компании, а остальное направлять в рост капитализации.

Тут, в частности, разгорелся мой и ранее тлевший конфликт с Юрием Парчаковым, с которым мы начинали этот бизнес. Конфликт, о котором я сожалею до сих пор, хотя в нем была и моя вина. Юрий настолько ушел мне в оппозицию, что буквально игнорировал даже общие собрания, не говоря уже про участие в работе компании. С основной работы он, понятно, не уходил.

56.jpg

Кончено, сохранялись и исторические группы по компаниям, которые объединялись. Таковых было три:

– бывший Paradise,
- бывший Dia-link
- бывший РКС Ржевка.

У каждой группы был и свой лидер – человек, мнение которого было определяющим. От Диа-линка это был Кузьменко Дмитрий, в будущем фигурант уголовного дела о массовом хищении оборудования с чердаков. От РКС Ржевка – Ланжеховский Александр, он же был нашим финансовым мозгом и с ним мы до сих пор имеем совместный бизнес.

Надо отметить, что даже наличие конфликтов в компании, тем не менее, не влияло на то, что многие решения мы принимали на общих собраниях. И вообще, у нас, не то чтобы царило согласие, но был такой “вооруженный нейтралитет”. Который, как известно, “лучше доброй ссоры”.

kryuchok2.jpg

Надо сказать, что в концу 2006 года общие собрания лично для меня проходили тяжело в физическом и моральном смысле, буквально за год у меня здорово “подсело” сердце на почве нервов и я потом довольно долго лечился.

О периоде 2005-2006 года, хочется сказать то, что это была Работа, именно так, с большой буквы. Все вдруг осознали, что это бизнес. Не только мы, но и учредители InterZet и наши инвесторы, на чьи деньги мы построили сеть в Невском районе — 250 тысяч долларов и другие игроки. Это был настоящий бум. Нам рисовались радужные перспективы бешеных доходов и так далее.

5.jpg

Признаком эпохи можно назвать патриотизм абонентов – довольно долго под мостом у Ладожской висело граффити “Anthill”, за которое мы не платили. Такой же патриотизм был и у абонентов Интерзет. Были все и футбольные команды и граждане “доброхоты”, снимавшие рекламу конкурентов и много другое. Тогда же мы - все операторы поняли, что конкурировать путем порчи чужого имущества – путь в никуда и вовремя это пресекли.

а2.jpg

В конце 2005 года мы, наконец, то узнали причину, по которой Эленет на переговорах выдвинул свои маразматические условия при объединении. Кстати, пользуясь случаем – Денис, учредитель Эленета, тьфу на тебя!. Оказывается, они в день переговоров написали на нас заявление в ОБЭП на то, что мы действуем без лицензии и вообще редиски.

Понятно, что к декабрю 2005 лицензия у нас была. Однако обэповцы достаточно…“мотивированно” вымогали взятку и таки ее выпросили. То есть, Эленет хотел напугать нас ментами, а когда мы забоимся и к ним приползем, забрать все наше. Денис, еще раз, тьфу на тебя.

Где то в начале 2006 года кто-то из нас, учредителей, придумал металлические таблички на двери. После размещения первой партии в 1000 штук, количество подключений выросло с 300 до 800 за месяц, а, напомню, подключения были уже бесплатными.

tables.jpg

Это было очень тяжело для бюджета компании. Однако, мы справились. В общей сложности мы разместили 10 000 табличек, а месячные объемы новых абонентов доходили до 1300 человек.

Тогда же мы перестали склеивать оптику, да так бывает. Наш главный инженер - Мелехов Виктор, скалывал оптику лезвием бритвы и склеивал на суперклей на газетке. Работало, правда 1 из 3-4 раз, поэтому одна “сварка” длилась часа 2 -3. Мы купили первую фуджикуру, с МИКРОСКОПОМ и РУЧКАМИ СВЕДЕНИЯ.

В середине 2006 года к нам влилась сеть Евролинк, с одним единственным учредителем – Красильниковым Алексеем.

Что касается тарифов этого периода, то канал мы покупали у GoldenTelecom, ныне Билайн. Сначала 1000 Гигабайт, а потом и безлимитный. Продавали от 64 до 512 килобайт, в том числе тоже безлимитные каналы для абонентов.

т1.jpg

При этом, Интерзет изначально ставил себя, как более качественный провайдер. Ну еще бы, у них на кредитные деньги были управляемые свитчи, а у нас “тупые”. Их потом еще P&N Телеком сотнями снимал.

Это была одна из причин почему мы пошли по пути "дисконтирования" и сделали “социальный” тариф в 32-64 Kbit по 200 рублей в месяц. Наверное, не самое лучшее было решение, но “у страха глаза велики”.

т2.jpg

Периодически, нам звонили с предложениями купить, однако,  до конкретики не доходило ни разу.

т3.jpg

Впрочем, был интересный случай с прошлыми или даже позапрошлыми собственниками СеверенТелекома. Меня пригласили на переговоры о продаже и на мой запрос цены в миллион USD, приехавший с Москвы “переговорщик” - холеный московский мальчик, демонстративно вертевший на пальце ключ от новой БМВ, выдал дословно следующее. Я специально записал, чтобы не потерять:

”Вы понимаете, что в Москве все определяет тусовка? А чтобы попасть в тусовку, надо кого-то “кинуть”. Мы предлагаем вам 500 тыс USD прямо сейчас и едем с вами к нотариусу.”

Тогда я мог самостоятельно переоформить все на кого угодно, нотариальное согласие учредителей не требовалось. Конечно, "московский мальчик" был послан, а вскоре и СеверенТелеком сменил собственника.

Повторюсь, никакой конкретике по поводу продажи не было. Пока ко мне не приехал мой знакомый, который свел меня с учредителями компании ПиН Телеком.

Pintelecom.jpg

Однако, сделка сложилась только чудом, точнее последовательностью "чудес":

Во-первых, оказалось что в ПиН Телеком работают некоторые общие знакомые, что добавило доверия
Во-вторых, каким-то чудом мы смогли договориться по цене и схеме сделки
В-третьих, мы смогли оценить компанию, у которой 90% выручки формировалось…. Ну скажем, не вполне прозрачно

Главным же чудом был процесс договаривания между собой. Надо сказать, что не то что у нас не было единого мнения. Среди учредителей не было даже людей, кто имел собственное однозначное мнение. Колебались все.

Мои доводы были, примерно, такие:. С одной стороны, мы, конечно, растем, с другой, у нас большинство сотрудников заняты обслуживанием и ремонтом сети, а денег на реконструкцию нет. Да и меня могут в любой момент переизбрать и получится вообще хрень, так как без меня все развалится. Ну это я так думал.

Другие учредители хотели продать, но не менее чем за 2 млн долларов, а столько не давали. Третьи, спрашивали у друзей :“Ты как? А он как? А мне как?”

В итоге, я продавил решение о продаже. Однако, далось это мне более чем тяжело. Были и интриги и слежка друг за другом, и, вообще, мы, фактически, окончательно поссорились с некоторыми учредителями. А за 2-е недели до сделки я, практически, не спал. Не ворочался с боку на бок, а даже не ложился больше чем на час-два за ночь. Было очень страшно, что кинут покупатели и что кинут свои. Что развернутся и уйдут и не подпишут, а оно потом всё развалится.

Еще раз хочется поблагодарить провидение за то, что оно давало мне честных людей в партнеры - учредители ПиН Телеком. Не буду называть пофамильно, может они не хотят лишнего цитирования. Они оказались честнейшими и выплатили все до копейки. Хотя, когда я прочитал, какие финансовые круги они представляют , понял, что захотели бы и бесплатно забрали, слишком велика разница в “весе”.

Сумму называть я не вправе, но по рынку ходили, в целом, верные слухи. Один из таких слухов был напечатан в открытой печати в Коммерсанте. Думаю, цена соответствовала современной цене на этом рынке. Можно ли было продать дороже? Конечно, да! Поторговавшись лучше или, например, через полгода, но в 2008  уже нет так как начался кризис, а в 2009 цена на операторов упала.

На момент продажи 01.01.2007 расходы Антхилл выглядели так:

PpKelAs_4_I.jpg

Но нам казалось, что мы подключили уже всех желающих, при общем проценте проникновения операторов в 60 – 70%. Предполагая, что оставшиеся 30% в интернете в квартиру не нуждаются. А, как потом оказалось, это и есть самые "абонентские сливки" – предельно немобильная аудитория. Поэтому, потенциал у нас был достаточно большим. Хотя и на момент продажи мы страдали от активных продаж компании InterZet, но все равно имели положительный прирост абонентов в несколько сотен в месяц.

Жалею ли я о продаже? Наверное, нет. Это был классный опыт. Можно ли было продать позже и дороже? Думаю, да, если бы у меня был тот жизненный опыт, который есть сейчас. Так как на момент продажи в Антхилле работало около 200 человек и подходы к управлению должны были быть более системные. А у нас был классический «инновационный менеджмент» по Фридману типа – “бери больше кидай дальше”. Который не очень хорош для регулярной компании.

На момент передачи сети:



Vo0Wbz9mP0A.jpg

Сама продажа напоминала детектив, мы согласовали дружественный банк, в котором проходило все действо. Мы приехали с охраной и покупатели тоже. Охрана осталась в холле банка, а мы пошли в специально арендованную переговорную. Деньги достали из ячейки – чертову гору денег! Происходившее в этот в этот момемнт было похоже на сеанс одновременного гипноза - 15 человек, которые смотрели только на кучу денег в центре стола. Можно было голым плясать, никто бы и не заметил.

Потом начали пересчет и раздачу положенного участникам. Все, как в фильмах про мафию с той разницей, что происходило все в банке и было законным. Охрана имела четкие инструкции никого из банка не выпускать без предварительно звонка от соответствующей стороны. Каждый из участников ставил подпись под договором купли- продажи, после чего присутствующий нотариус его заверил.

После самой сделки всем, теперь уже бывшим учредителям, было предложено остаться в компании. Однако общая потеря мотивации и деньги на руках, сделали свое своё дело. Часть учредителей купили участки и стали строить собственные дома, часть ушла в свои проекты. Я проработал на ПиН Телеком, что то около 2х лет, в должности директора по развитию и многому научился.

Константин Агафонов 2017 год.


  • 1

Спасибо за рассказ. Всегда интересно читать как развивался бизнес


  • 1
?

Log in

No account? Create an account