Добрый Самаритянин (dobriy_samarit) wrote,
Добрый Самаритянин
dobriy_samarit

Categories:

История сети Антхилл: Это были нулевые, мы подключали, как могли

В течение всей моей карьеры, как управленца в связи, меня окружали, в большинстве своём, добрые и светлые люди, которые, вне зависимости от должности, болели за результат своего труда. Это не только мои сотрудники, но и все те люди, с которыми приходилось иметь дело в процессе развития бизнеса. Я не могу перечислить их всех, однако хочу выразить «общее спасибо» всем, с кем я познакомился и работал все эти годы на рынке ШПД Санкт-Петербурга.

История Anthill началась в самом начале нулевых. Самый ранний файл у меня а архиве датирован 02.2002. Собственно Anthill, т.е. ООО «РайНет» образовалось только в 2005 году, а а 2002 началась моя личная история в телекомах. Появилась сеть ParadiseNet, никто еще никаких ООО не регистрировал.





12.jpg

На момент моего прихода у Парчакова Юрия, которого можно считать основателем всего проекта, была локальная сеточка в доме на ул Ленская, без доступа в интернет на 19 человек и решался вопрос об установки ADSL-канала.

Надо сказать, что мы конечно подозревали, что из всего этого получится бизнес рано или поздно, но начиналось все как хобби. Я - программист с высоким, для того времени, окладом, мой партнер Юрий – очень квалифицированный системный администратор.

Наш день был такой – я работал на Васильевском, поэтому сразу после работы ехал в магазин ComPort к метро Приморская, покупал там бухту кабеля и на собственном горбу пёр домой, Юрий, к этому времени, уже успевал приехать и обзвонить желающих подключиться. По приезде домой, я ужинал и мы вместе шли подключать абонентов.

raynet2.jpg

Как это выглядело? Ну, примерно, так же как сейчас, но свитчи были неуправляемые и никто еще не слышал о двух-парном омеднённом проводе и, конечно, не было никаких специальных ящиков.

С точки зрения «физики» наша сеть представляла собой ящики сейфового типа в которые с трудом влезал 8-ми портовый свитч и в которых нужно было еще просверлить дырки под электрику и витую пару перед установкой.

Кстати, с тех лет у меня осталась категорическая неприязнь к птицам вообще и к голубям, в особенности, ибо приходилось каждый день видеть на чердаках их трупы и ковыряться в их экскрементах, прокладывая кабель.

Об оптике конечно никто не слышал – первые дома подключались «воздушками» из витой пары, соединенными со стальным тросом, путем хомутов из перфоленты. Реально, мы с партнером вдвоем вешали одну 100 метровую «воздушку» в день – так как для начала надо было накрутить каждые полметра хомут, потом эту тяжеленную штуку поднять на чердак и закрепить с одной стороны и потом вдвоем натянуть с другой.


А вот так выглядела наша первая реклама в 2003:

876.jpg

В январе 2003 начали обсуждаться первые каналы связи, вот табличка сравнительных предложений операторов, кто готов был дать подключение на Ржевке:

xiPCgkdE6So.jpg

ТРИДЦАТЬ ДОЛЛАРОВ ЗА ГИГАБАЙТ! ЗА ГИГАБАЙТ, КАРЛ!

К декабрю 2003 года мы созрели до регистрации первого ООО. Имея, что то около, 150 пользователей в активе.

Конечно, для большинства коллег сейчас открытие ООО - это семечки. Однако тогда, для нас – 21 летних пацанов это был огромный шаг в совершенно новый мир.

Появилась графическая реклама, которую мы поначалу раскидывали по ящикам, но эффект от нее был никакой. Гораздо лучше работало "сарафанное радио".

Одновременно с созданием ООО мы озаботились получением лицензии на услуги связи. И, ВНЕЗАПНО! Выяснилось, что лицензию получить невозможно!

Почему? Потому, что в 2003 был принят новый закон о связи №126, по которому деятельность в области электросвязи хоть и объявлялась лицензируемой, но приказа о собственно видах деятельности, вносимых в лицензии, не было. Поэтому, мы с одной стороны нарушали УК РФ, а с другой могли устранить нарушение, только прекратив деятельность. Сложный был период.

п2.jpg


Поняв, что происходит такой казус, мы пошли в Россвязьнадзор (ныне Роскомнадзор) и представились, рассказали что делаем и как, сказали, что готовы к сотрудничеству.

Хочется сказать огромное спасибо ребятам из Россвязьнадзора, которые буквально своей спиной прикрывали таких “операторов”, как мы отвечая ментам на запросы: “Все у ребят в порядке все документы есть”.

п1.jpg

Что удивительно, несмотря на то что в общем 90-е еще не закончились, делали они это без вымогательства взяток, хотя и шли на должностные нарушения таким образом. Не буду называть фамилий, чтобы никого не подставить, хотя они все уже давно на пенсии. Тем не менее, я благодарен этим людям за их помощь и буду помнить об этом всегда.

п3.jpg

Без них я бы не стал тем, кем являюсь сейчас, а так бы и остался программистом. Потому что, менты со следователями выстрясли бы с нас всё до копейки и бизнес наш закрыли. Уж в ком в ком, а в правоохранителях, сомнений никаких - с 2003 по 2010 мы пережили 3 – 4 наезда с вымогательством от ОБЭП и просто ментов.

К марту 2005 года наша сеть насчитывала, что-то около 70 абонентов и этого не хватало ни на что. Я вкладывал почти 600 евро из тех 800, которые получал на работе, в качестве заработной платы. Юрий, примерно, так же.

Тогда же мы познакомились с двумя друзьями - Бабушкиным Алексеем и Стражниковым Артемом, они делали сети чуть дальше по улице и договорились объединиться в равных долях. Общая сеть стала 150 абонентов.

В отчете за июнь 2005 года говорится, что собираем мы 89 000 рублей в месяц, а только за канал в интернет платим 71700. То есть, даже при 150 абонентах мы были убыточны, понятно, что оставшихся 18 000 на всё не хватало. Однако, также было понятно и то, что потенциал в этом бизнесе есть. Нужно только укрупниться. Кроме того, в определенный момент на севере Ржевки, появилась компания Interzet. Которая, в отличие от нас, развивалась на кредитные деньги. И это добавило нам страху.


0_7a561_f0d96807_L.jpg

Поэтому летом 2005 события понеслись галопом.

Уже не помню, кто инициировал встречу всех сколько-нибудь значимых “микропровайдеров”. Ржевки. Однако мы собрали под одной крышей – ParadiseNet(мы), Dia-link, РКС Ржевка и Эленет. При этом, юрлицо было только у Paradise и Эленета, но у Эленета была еще и лицензия. У двух других компаний не было, ничего кроме абонентов.

По началу, предполагалось объединяться поровну. И все вроде бы были согласны, однако уже на следующей встрече представитель Эленета Денис объявил, что, так как у них, а он владел компанией вместе с женой, есть лицензия, то они хотят 51 процент, а мы можем делить оставшихся 49, как нам будет угодно.

На это внезапное предложение они были посланы в том направлении, куда, обычно, посылают хамов и неадекватов и с ними переговоры были закончены.

Оставшиеся три компании поделили доли пропорционально абонентам – три учредителя РКС Ржевка получили двукратные доли, а мы с Dia-link, всего 6 человек, однократные. Примерно, по 15-16 и по 9 процентов, соответственно.

Общая численность абонентов на сентябрь 2005 года составила 1400 человек. А месячная выручка около 500 тыс рублей. Объединение прошло включением новых участников в ООО РайНет, а я был избран директором объединенной компании. Как самый активный и отвечающий за договоренности с ТСЖ и органами власти.

Забегая вперед скажу, что в конце истории, все получили причитавшиеся им деньги, никто никого не “кинул”, хоть некоторые и держат на меня зуб до сих пор.

Объединение сетей дало существенный рывок, стало не нужно приносить собственные деньги и у некоторых, в том числе, и у меня появилась возможность уйти с работы и заняться компанией вплотную.

Так как у нас в новом ООО получилось 9 учредителей,  то кто-то  предложил идеально точное название сети – Anthill, что в переводе с языка “уважаемых партнеров” означает “муравейник”. Название отлично подходило – мы работали на Ржевке в "домах-муравейниках". Мы и сами были, как муравьи, которые тащут по всему району свои “веточки”…

00000001.JPG

Логотип нам нарисовал отличный дизайнер Алексей “Mad-e-Mad. Мне кажется, за всю мою жизнь, это был единственный дизайнер, который делал все с первого раза, так что никаких просьб о переделке просто не могло быть.

Одновременно с объединением наметился и первый раскол. Учредители раскололись по интересам – одни были заинтересованы развивать компанию, а другие, те кто не бросил работу, в получении ежемесячного дохода. Моя позиция по этому доходу была непреклонной – только зарплата за участие в работе компании, а остальное направлять в рост капитализации.

Тут, в частности, разгорелся мой и ранее тлевший конфликт с Юрием Парчаковым, с которым мы начинали этот бизнес. Конфликт, о котором я сожалею до сих пор, хотя в нем была и моя вина. Юрий настолько ушел мне в оппозицию, что буквально игнорировал даже общие собрания, не говоря уже про участие в работе компании. С основной работы он, понятно, не уходил.

56.jpg

Кончено, сохранялись и исторические группы по компаниям, которые объединялись. Таковых было три:

– бывший Paradise,
- бывший Dia-link
- бывший РКС Ржевка.

У каждой группы был и свой лидер – человек, мнение которого было определяющим. От Диа-линка это был Кузьменко Дмитрий, в будущем фигурант уголовного дела о массовом хищении оборудования с чердаков. От РКС Ржевка – Ланжеховский Александр, он же был нашим финансовым мозгом и с ним мы до сих пор имеем совместный бизнес.

Надо отметить, что даже наличие конфликтов в компании, тем не менее, не влияло на то, что многие решения мы принимали на общих собраниях. И вообще, у нас, не то чтобы царило согласие, но был такой “вооруженный нейтралитет”. Который, как известно, “лучше доброй ссоры”.

kryuchok2.jpg

Надо сказать, что в концу 2006 года общие собрания лично для меня проходили тяжело в физическом и моральном смысле, буквально за год у меня здорово “подсело” сердце на почве нервов и я потом довольно долго лечился.

О периоде 2005-2006 года, хочется сказать то, что это была Работа, именно так, с большой буквы. Все вдруг осознали, что это бизнес. Не только мы, но и учредители InterZet и наши инвесторы, на чьи деньги мы построили сеть в Невском районе — 250 тысяч долларов и другие игроки. Это был настоящий бум. Нам рисовались радужные перспективы бешеных доходов и так далее.

5.jpg

Признаком эпохи можно назвать патриотизм абонентов – довольно долго под мостом у Ладожской висело граффити “Anthill”, за которое мы не платили. Такой же патриотизм был и у абонентов Интерзет. Были все и футбольные команды и граждане “доброхоты”, снимавшие рекламу конкурентов и много другое. Тогда же мы - все операторы поняли, что конкурировать путем порчи чужого имущества – путь в никуда и вовремя это пресекли.

а2.jpg

В конце 2005 года мы, наконец, то узнали причину, по которой Эленет на переговорах выдвинул свои маразматические условия при объединении. Кстати, пользуясь случаем – Денис, учредитель Эленета, тьфу на тебя!. Оказывается, они в день переговоров написали на нас заявление в ОБЭП на то, что мы действуем без лицензии и вообще редиски.

Понятно, что к декабрю 2005 лицензия у нас была. Однако обэповцы достаточно…“мотивированно” вымогали взятку и таки ее выпросили. То есть, Эленет хотел напугать нас ментами, а когда мы забоимся и к ним приползем, забрать все наше. Денис, еще раз, тьфу на тебя.

Где то в начале 2006 года кто-то из нас, учредителей, придумал металлические таблички на двери. После размещения первой партии в 1000 штук, количество подключений выросло с 300 до 800 за месяц, а, напомню, подключения были уже бесплатными.

tables.jpg

Это было очень тяжело для бюджета компании. Однако, мы справились. В общей сложности мы разместили 10 000 табличек, а месячные объемы новых абонентов доходили до 1300 человек.

Тогда же мы перестали склеивать оптику, да так бывает. Наш главный инженер - Мелехов Виктор, скалывал оптику лезвием бритвы и склеивал на суперклей на газетке. Работало, правда 1 из 3-4 раз, поэтому одна “сварка” длилась часа 2 -3. Мы купили первую фуджикуру, с МИКРОСКОПОМ и РУЧКАМИ СВЕДЕНИЯ.

В середине 2006 года к нам влилась сеть Евролинк, с одним единственным учредителем – Красильниковым Алексеем.

Что касается тарифов этого периода, то канал мы покупали у GoldenTelecom, ныне Билайн. Сначала 1000 Гигабайт, а потом и безлимитный. Продавали от 64 до 512 килобайт, в том числе тоже безлимитные каналы для абонентов.

т1.jpg

При этом, Интерзет изначально ставил себя, как более качественный провайдер. Ну еще бы, у них на кредитные деньги были управляемые свитчи, а у нас “тупые”. Их потом еще P&N Телеком сотнями снимал.

Это была одна из причин почему мы пошли по пути "дисконтирования" и сделали “социальный” тариф в 32-64 Kbit по 200 рублей в месяц. Наверное, не самое лучшее было решение, но “у страха глаза велики”.

т2.jpg

Периодически, нам звонили с предложениями купить, однако,  до конкретики не доходило ни разу.

т3.jpg

Впрочем, был интересный случай с прошлыми или даже позапрошлыми собственниками СеверенТелекома. Меня пригласили на переговоры о продаже и на мой запрос цены в миллион USD, приехавший с Москвы “переговорщик” - холеный московский мальчик, демонстративно вертевший на пальце ключ от новой БМВ, выдал дословно следующее. Я специально записал, чтобы не потерять:

”Вы понимаете, что в Москве все определяет тусовка? А чтобы попасть в тусовку, надо кого-то “кинуть”. Мы предлагаем вам 500 тыс USD прямо сейчас и едем с вами к нотариусу.”

Тогда я мог самостоятельно переоформить все на кого угодно, нотариальное согласие учредителей не требовалось. Конечно, "московский мальчик" был послан, а вскоре и СеверенТелеком сменил собственника.

Повторюсь, никакой конкретике по поводу продажи не было. Пока ко мне не приехал мой знакомый, который свел меня с учредителями компании ПиН Телеком.

Pintelecom.jpg

Однако, сделка сложилась только чудом, точнее последовательностью "чудес":

Во-первых, оказалось что в ПиН Телеком работают некоторые общие знакомые, что добавило доверия
Во-вторых, каким-то чудом мы смогли договориться по цене и схеме сделки
В-третьих, мы смогли оценить компанию, у которой 90% выручки формировалось…. Ну скажем, не вполне прозрачно

Главным же чудом был процесс договаривания между собой. Надо сказать, что не то что у нас не было единого мнения. Среди учредителей не было даже людей, кто имел собственное однозначное мнение. Колебались все.

Мои доводы были, примерно, такие:. С одной стороны, мы, конечно, растем, с другой, у нас большинство сотрудников заняты обслуживанием и ремонтом сети, а денег на реконструкцию нет. Да и меня могут в любой момент переизбрать и получится вообще хрень, так как без меня все развалится. Ну это я так думал.

Другие учредители хотели продать, но не менее чем за 2 млн долларов, а столько не давали. Третьи, спрашивали у друзей :“Ты как? А он как? А мне как?”

В итоге, я продавил решение о продаже. Однако, далось это мне более чем тяжело. Были и интриги и слежка друг за другом, и, вообще, мы, фактически, окончательно поссорились с некоторыми учредителями. А за 2-е недели до сделки я, практически, не спал. Не ворочался с боку на бок, а даже не ложился больше чем на час-два за ночь. Было очень страшно, что кинут покупатели и что кинут свои. Что развернутся и уйдут и не подпишут, а оно потом всё развалится.

Еще раз хочется поблагодарить провидение за то, что оно давало мне честных людей в партнеры - учредители ПиН Телеком. Не буду называть пофамильно, может они не хотят лишнего цитирования. Они оказались честнейшими и выплатили все до копейки. Хотя, когда я прочитал, какие финансовые круги они представляют , понял, что захотели бы и бесплатно забрали, слишком велика разница в “весе”.

Сумму называть я не вправе, но по рынку ходили, в целом, верные слухи. Один из таких слухов был напечатан в открытой печати в Коммерсанте. Думаю, цена соответствовала современной цене на этом рынке. Можно ли было продать дороже? Конечно, да! Поторговавшись лучше или, например, через полгода, но в 2008  уже нет так как начался кризис, а в 2009 цена на операторов упала.

На момент продажи 01.01.2007 расходы Антхилл выглядели так:

PpKelAs_4_I.jpg

Но нам казалось, что мы подключили уже всех желающих, при общем проценте проникновения операторов в 60 – 70%. Предполагая, что оставшиеся 30% в интернете в квартиру не нуждаются. А, как потом оказалось, это и есть самые "абонентские сливки" – предельно немобильная аудитория. Поэтому, потенциал у нас был достаточно большим. Хотя и на момент продажи мы страдали от активных продаж компании InterZet, но все равно имели положительный прирост абонентов в несколько сотен в месяц.

Жалею ли я о продаже? Наверное, нет. Это был классный опыт. Можно ли было продать позже и дороже? Думаю, да, если бы у меня был тот жизненный опыт, который есть сейчас. Так как на момент продажи в Антхилле работало около 200 человек и подходы к управлению должны были быть более системные. А у нас был классический «инновационный менеджмент» по Фридману типа – “бери больше кидай дальше”. Который не очень хорош для регулярной компании.

На момент передачи сети:



Vo0Wbz9mP0A.jpg

Сама продажа напоминала детектив, мы согласовали дружественный банк, в котором проходило все действо. Мы приехали с охраной и покупатели тоже. Охрана осталась в холле банка, а мы пошли в специально арендованную переговорную. Деньги достали из ячейки – чертову гору денег! Происходившее в этот в этот момемнт было похоже на сеанс одновременного гипноза - 15 человек, которые смотрели только на кучу денег в центре стола. Можно было голым плясать, никто бы и не заметил.

Потом начали пересчет и раздачу положенного участникам. Все, как в фильмах про мафию с той разницей, что происходило все в банке и было законным. Охрана имела четкие инструкции никого из банка не выпускать без предварительно звонка от соответствующей стороны. Каждый из участников ставил подпись под договором купли- продажи, после чего присутствующий нотариус его заверил.

После самой сделки всем, теперь уже бывшим учредителям, было предложено остаться в компании. Однако общая потеря мотивации и деньги на руках, сделали свое своё дело. Часть учредителей купили участки и стали строить собственные дома, часть ушла в свои проекты. Я проработал на ПиН Телеком, что то около 2х лет, в должности директора по развитию и многому научился.

Константин Агафонов 2017 год.

Tags: антхилл, городские легенды
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment